ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (VIII-IX класс)
 
 (136 часов)
Раздел. Особенности географического положения России (12 часов)
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды гео­графического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изме­нения границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное уст­ройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Практические работы. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России. Раздел. Природа России (42 часа) Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал Рос­сии. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории Рос­сии. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних про­цессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные про­цессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирова­ния рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилаю­щей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатиче­ским условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатиче­ские явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Глав­ные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика круп­нейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ре­сурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего ре­гиона и своей местности. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и жи­вотного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Практические работы. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на терри­тории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зо­нах. Раздел. Население России (10 часов) Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности вос­производства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор фор­мирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональ­ных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность при­родными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское населе­ние. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географиче­ские различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. Практические работы. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений. Раздел. Хозяйство России (27 часов) Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности. Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. Геогра­фия лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальне­восточного бассейна. География переработки рыбы. Практические работы. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышлен­ность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Геогра­фия науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, осо­бенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие метал­лургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности гео­графии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружаю­щей среды. Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперераба­тывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности. Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспорт­ные узлы. Связь. География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и тех­нополисы. География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в совре­менном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Гео­графические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России. Практические работы. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. Раздел. Регионы России (41 час) Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, исто­рико-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.). Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы. Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-гео­графического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, ре­гиона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и куль­тура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, осо­бенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Раздел. Россия в современном мире (4 ч) Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономиче­ских и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Практические работы. Анализ разных видов районирования России. Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
 
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать · основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, мас­штабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; · географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; · географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освое­нии разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; · специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенно­сти ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; · природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобаль­ном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь · выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; · находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; · приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших ви­дов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; · составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географи­ческой информации и форм ее представления; · определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местопо­ложение географических объектов; · применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; · учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их по­следствий; · наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфорт­ных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; · решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохране­нию и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; · проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографиче­ских, статистических, геоинформационных.