ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ (6-9 кл.)
Пояснительная записка
Статус документа
Образовательная программа по географии составлена на основе Примерной про­граммы основного общего образования по географии. Образовательная программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Структура образовательной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного ма­териала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержатель­ного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Образовательная программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования - с одной стороны и его стандартизации — с другой. Учебное время на изучение разделов программы рассчитано по ступеням обучения в 6-7 и 8-9 классах. Тем самым, образовательная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к по­строению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьни­ков. Структура документа Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределе­нием учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ. В конце образовательной программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Общая характеристика учебного предмета Образовательная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие ок­ружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологиче­ских, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического про­странства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, об­ласти, района, региона. Включение этих рекомендаций в образователдьную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимо­действия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства раз­ных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географи­ческую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демон­страции различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явле­ний и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохра­нению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часа для обяза­тельного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специ­альных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соот­ветствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориен­тированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяс­нять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информа­ции — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять геогра­фическую характеристику разных территорий. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» пред­ставлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изме­нений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.