Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку

Учащиеся должны знать:
все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем).
гласные ударные и безударные:
твердые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
звонкие и глухие согласные звуки;
правила переноса слов;
названия букв русского алфавита.

Учащиеся должны уметь:
различать гласные и согласные звуки;
различать твердые и мягкие согласные звуки;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
различать звонкие и глухие согласные звуки;
вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определять место ударения в слове;
применять правило правописания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН;
находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.

 

 
 
 
 
 
Неизменяемые существительные
 
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перенос слов.

1. Слово переносится по слогам.

Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.

Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Например: дождь,  шью, вьёт.

2. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую. 

Например: идут,  стоюЮлия, язык.

3. Буквы  ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

Например: пись – мо, конь – ки,  строй – ка,  май – ка,  подъ – езд.

4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас – са,  хок – кей,  кол – лекция.

 

 Части речи

Имена существительные

 Обозначают предметы, явления природы, события и отвечают на вопросы кто? что?

Имена прилагательные

Обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Глаголы

Обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает?  что делал?   что будет делать?

Раздаточный материал по развитию речи

Данные карточки можно использовать в игре 'Найди половинку'. Для этого каждую из них необходимо разрезать пополам и раздать детям.

http://nachalka.uz/publications/77

Состав слова

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это общая часть однокоренных слов.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание не служит для образования новых слов.

 

Порядок разбора слов по составу:

1.Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

2.Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

3.Укажи приставку. Назови ещё слова с такой приставкой.

4.Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким же суффиксом.

                            Приставки.

 

Неизменяемые

В (вход)                                  ДО (добежал)                        НА (нашёл)

ВО (вокруг)                                                                           НАД (надстройка)

ВЫ (выход)                            ЗА (зашёл)                             НАДО (надорвать)

 

О (окрасить)                          ПО (полить)                           С (свёл)

ОБ (обход)                              ПОД (подъём)                         СО (собрат)

ОБО (обошёл)                         ПОДО (подошёл)

 

ОТ (отрыв)                            ПЕРЕ (переход)                      У (улов)

ОТО (отошёл)                        ПРО (проводы)

                                                ПРЕД (предыстория)

                                                 ПРЕДО (предоставить)

 

ПРИ (приучить)

ПРЕ (преградить)

 

 

 

Предложение

Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Главные члены предложения (грамматическая основа) - это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?.

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает, что о нём говорится и отвечает на вопросы что делает?, что сделать? что будет делать?.

Второстепенные члены предложения - это дополнения, определения, обстоятельства.

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы кого?, чего?, кому?, чему?, кем?, чем?, о ком?, о чём? и обозначает предмет.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы как?, каким образом?, где?, откуда? и обозначает признак действия или признак признака.

 

Предложения бывают различные по интонации и по цели высказывания.

По интонации - восклицательное, невосклицательное.

По цели высказывания - повествовательное ( о чём-то рассказывает), вопросительное (спрашивает), побудительное (побуждает к действию).

По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Нераспространёнными называют предложения, в которых есть только главные члены.

Схема разбора предложения

1. Какое предложение по цели высказывания?

2. Какое предложение по интонации?

3. Распространённое оно или нераспространённое?

4.О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6.Разбираем группу подлежащего.

Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8.Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному, его поясняющему.

 

Личные  местоимения

Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Множественное

я

ты

он, она, оно

Единственное

мы

вы

они

 

 

Грамматический  бильярд  с  личными  местоимениями

 

 

Тренажер по теме:  "Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных"

 

 

 

Безударные  гласные 

 

 

Гонки  (безударные  гласные)

Парные согласные

 

Однокоренные  слова №1

№2

№3

 

 

 

Разбор  слова по составу  №1

№2 

№3

№4

№5

 

 

Части  речи

 

Разделительные  Ъ  и  Ь  знаки

 

Словари

mortarboard Словарь pdf_8983 Word 2007

mortarboard Тайны слова

mortarboard Толковый словарик, 4-й класс

mortarboard Орфографический словарик, 4-й класс

 

mortarboard Разбор слова по составу. Словарик школьника. О.Д.Ушакова pdf_8983


Памятки по русскому языку

mortarboard Памятка «Падежи имён существительных» Памятка_Падежи и мён существительных

mortarboard Памятка «Фонетический разбор слова» pdf_8983 Word 2007

mortarboard Памятка «Порядок разбора слова по составу» pdf_8983 Word 2007

mortarboard Памятка «Падежные окончания имён прилагательных» pdf_8983 Word 2007

mortarboard Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку pdf_8983


Тесты по русскому языку

кнопка зелёная Тест «Имя существительное. 4 класс» pdf_8983


Задания для учащихся по русскому языку

кнопка зелёная 1 класс_Тексты для списывания pdf_8983 

кнопка зелёная 3 класс_Проверочная работа по русскому языку pdf_8983 

кнопка зелёная 4 класс_Вставь пропущенные буквы, сделай разборы pdf_8983 Word 2007

кнопка зелёная 4 класс_Вставь пропущенные буквы, разбери по составу pdf_8983 Word 2007

кнопка зелёная 4 класс_Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавь. pdf_8983 Word 2007

кнопка зелёная Секреты знаков препинания

кнопка зелёная Предложение. Словосочетание.

кнопка зелёная Изменение глаголов по временам

кнопка зелёная Игра «Определи, какую букву надо вставить в слово на борту корабля» 

кнопка зелёная Развитие речи «Как включить капель»

 От автора-составителя

 

Вот слова словарные –
Трудные, коварные.
Без проверочной родни
В словаре живут одни.

Словарные слова одна из серьёзных проблем начальной школы. Нерешенная своевременно проблема превращается в тяжёлый груз, тащить который потом приходится и в среднем звене, и  далее. Педагогами разрабатываются  и применяются различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Один из действенных методов, дающий прекрасные результаты, –  это метод ассоциативного запоминания словарных слов.

Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций. Удачно подобранное слово-ассоциация становится "проверочным"  для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. И хоть оно и не является однокоренным родственником словарному слову, но выделить и запомнить в нём  нужную орфограмму ребёнку очень поможет.

Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, действием, материалом, количеством, звучанием, назначением, местом расположения и т.д. Ассоциативное проверочное слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнения (т.е. находящуюся под ударением) букву, которая является сомнительной в словарном слове. Для лучшего зрительного восприятия рекомендуется объединить словарное слово  с его ассоциативным образом путём пересечения этих слов через сомнительную орфограмму (по типу кроссворда). Связь между такими словами может усилить рифма: веселый стишок, загадка. Рифмовки создадут ребёнку положительный настрой, процесс запоминания будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Стихи и загадки подбираются по созвучию изучаемой орфограмме, сомнительная буква звучит под ударением во многих словах рифмовок, что также подсознательно улучшает процесс запоминания словарного слова.

 Предлагаемый вашему вниманию весёлый оригинальный обучающий орфографический словарик иллюстрирует этот замечательный метод запоминания написания трудных слов – метод ярких ассоциаций. Читайте, пробуйте, положительные результаты обязательно будут!

Этот словарик – электронная версия бумажной книги  Агеевой И.Д. "Занимательный словарик (Трудные слова. Обучающий словарик)", которая была выпущена издательством "Союз" (Санкт-Петербург) в 1999 году.

Агеева И.Д.

 

Список словарных слов

АДРЕС

ГОРОХ

КАРТИНА

АЛЛЕЯ

ДЕВОЧКА

КАРТОФЕЛЬ

АПЕЛЬСИН

ДЕКАБРЬ

КАСТРЮЛЯ

АРБУЗ

ДЕРЕВНЯ

КОМБАЙН

БАРАБАН

ДОРОГА

КОМПЬЮТЕР

БЕРЁЗА

ДЯТЕЛ

КОНЦЕРТ

БИБЛИОТЕКА

ЖЕЛЕЗО

КОНЬКИ

БИЛЕТ

ЗАВОД

КОРАБЛЬ

БОЛОТО

ЗАВТРА

 

БОТИНКИ

ЗАВТРАК

 

ВАГОН

ЗАПАД

 

ВОКЗАЛ

ЗАЯЦ

 

ВОРОБЕЙ

ЗДРАВСТВУЙ

 

ВОРОНА

ЗЕМЛЯНИКА

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ

ИНЕЙ

 

ВОСТОК

ИНЖЕНЕР

 

ГАЗЕТА

КАЛЕНДАРЬ

 

ГЕРОЙ

КАПУСТА

 

ГОРИЗОНТ

КАРАНДАШ

 

ГОРОД

КАРМАН

 

 

Весёлые словарные диктанты


ВЕСЁЛЫЕ ДИКТАНТЫ

(стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам 1- 5 классы)

 

 

Данная книга состоит из стихотворных текстов и авторских рифмовок к основным правилам, с которыми дети знакомятся на уроках русского языка в начальной школе и которые повторяются в 5-м классе.

Не секрет, что очень часто дети боятся и не любят писать диктанты. Эти отрицательные эмоции являются плохими помощниками в таком важном и трудном  деле. Предлагаемый вашему вниманию сборник диктантов содержит весёлые, с добрым юмором стихотворные тексты, несущие в себе заряд положительных эмоций. Прочитанные непосредственно перед диктовкой, они снимут у детей излишнюю напряженность, тревожность, процесс написания диктанта станет более желанным, а, значит, и более плодотворным.

Но все эти психологические моменты не умаляют грамматической ценности предложенных текстов. Все диктанты насыщены орфограммами. И даже в большей степени, чем общепринятые классические тексты. Орфограммы выделены.

Особую группу составляют  «коварные» диктанты с «ловушками», помеченные в сборнике значком . Они содержат слова, одинаковые (или очень близкие) по звучанию, но разные по написанию (омофоны). Именно эти тексты очень ярко продемонстрируют детям, какая может получиться путаница без хорошего знания и применения ими правил русского языка. То есть ответят на извечный и главный детский вопрос: « А зачем нам учить столько правил, когда и без них можно обойтись?». Такие примеры помогут выработать у детей повышенную грамматическую зоркость и чуткость. Этот занимательный материал можно будет использовать как для обучающего процесса, так и для различных языковых конкурсов и олимпиад.

Предлагаемая вам книга может стать хорошим дополнением к уже существующим традиционным сборникам. А особенно удачно подойдут её материалы для домашних занятий с детьми в учебном году и на каникулах. Ведь попросить написать ребёнка весёлое понравившееся  стихотворение будет гораздо проще, чем строгий  прозаический текст. В такой замаскированной форме дополнительные занятия будут более желанными для  детей.

 Разделы книги, выборочные материалы из которых предлагаются вашему вниманию ниже, выделены в содержании синим цветом.

 

Жи - ши, ча - ща, чу - щу

 

ПЫЖИК

 

Пыжик - это оленёнок,

он пушистый и смешной.

К маме ласково спросонок

прижимается спиной.

Только спит он очень мало,

непоседою прослыл.

Мама спрашивать устала:

«Пыжик, пыжик, где ты был?»

(30 слов)

(М. Пляцковский)

ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ?

 

У Саши шишки сосновые,

у Серёжи шишки еловые,

у Алёши - большие кедровые,

а у Миши на лбу - бедовые.

(24 слова)&l